СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ОЦЕНКА НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕЧЕНИЯ И ОСЛОЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ МОДИФИКАЦИЙ
НЕОАДЪЮВАНТНОЙ ХИМИОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ МЕСТНОРАСПРОСТРАНЕННЫМИ ФОРМАМИ
РАКА ШЕЙКИ МАТКИ
Цель: оценить клиническую эффективность и токсичность различных модификаций предоперационной химиотерапии больных местнораспространенным раком шейки матки (МРРШМ) с включением в программу лечения плазмафереза (ПА) и неспецифической иммунотерапии.
Материал и методы. В работе проанализирована эффективность лечения 72 больных РШМ T1b2- 2bN0-1M0 стадий. Первым этапом лечения у всех пациенток применялась неоадъювантная химиотерапия (НАХТ) по схеме «цисплатин + блеомицетин». Контрольную группу составили 33 больные, получавшие стандартную НАХТ. Основную группу составили 39 больных, разделенных на две подгруппы: 1) 22 больным проведен сеанс ПА, через сутки после которого начинали курс НАХТ; 2) 17 больным проведен сеанс ПА, через сутки после которого начинали курс НАХТ. На следующий день после окончания НАХТ начинали курс неспецифической иммунотерапии препаратом аллокин-альфа (шесть инъекций препарата под-
кожно через день в суммарной дозе 6 мг).
Результаты. Из 39 больных основной группы 36 пациенткам (92%) выполнена расширенная экстирпация матки с придатками типа Piver III. В подгруппе больных, получавших помимо НАХТ и ПА неспецифическую иммунотерапию, прооперированы 100% больных.
В контрольной группе процент прооперированных больных составил 73% (24 пациентки), при этом большинство больных получили три курса индукционной химиотерапии, а 5 пациенткам (15%) контрольной группы для перевода в резектабельное состояние понадобилось проведение предоперационной лучевой терапии. Лекарственный патоморфоз (ЛП) в опухоли отмечен у всех прооперированных пациенток основной группы, при этом у 25 пациенток (64%) – ЛП II–III степени, у 5 человек (13%) – ЛП IV степени. В контрольной группе превалировал ЛП I–II степени – в 55 и 34% соответственно, в 11% наблюдений – ЛП III степени (р < 0,05). В основной группе гастроинтестинальная токсичность не превышала I степени и отмечена у 13% больных; гематологической токсичности не было ни в одном случае. В контрольной группе у 27% пациенток гематологическая токсичность III степени (в основном за счет развития лейкопении и анемии) требовала изменения ритма и режима проводимого лечения. Развитие гастроинтестинальной токсичности II–III степени в группе больных, получавших стандартную химиотерапию, отмечено у 57,5% больных, что требовало более длительного пребывания пациенток в стационаре и проведения дополнительной инфузионной детоксикационной и сопроводительной терапии. При оценке кожной токсичности выявлено, что алопеция у пациенток контрольной группы отмечена в 35% наблюдений. В основной группе алопеция зарегистрирована только у двух больных. Гиперпигментация кожи была одинаково выраженной в обеих группах.
Выводы. Таким образом, проведение НАХТ в сочетании с ПА и неспецифической иммунотерапией при лечении больных МРРШМ позволяет усиливать действие цитостатиков на опухоль, сократить число курсов НАХТ, необходимых для перевода опухоли в резектабельное состояние, и достоверно снизить частоту осложнений проводимого лечения.
Меньшенина А.П., Моисеенко Т.И., Вереникина Е.В., Непомнящая Е.М., Франциянц Е.М., Ушакова Н.Д., Назаралиева Н.А.