РЕЦЕПТОРНЫЙ СТАТУС ЭНДОМЕТРИАЛЬНЫХ АДЕНОКАРЦИНОМ У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

РЕЦЕПТОРНЫЙ СТАТУС ЭНДОМЕТРИАЛЬНЫХ АДЕНОКАРЦИНОМ У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

Цель исследования. Многие эндометриальные аденокарциномы экспрессируют рецепторы эстрогена и прогестерона. Принято считать, что позитивный рецепторный статус связан с лучшим прогнозом и выживаемостью пациентов. Целью исследования являлось определение зависимости рецепторного статуса рака эндометрия от возраста пациентки.
Материал и методы. Нами проанализирован операционный материал 63 больных раком эндометрия различных стадий и гистологических форм, получавших лечение в РНЦРР в 2005–06 гг. Возраст больных колебался от 36 до 81 года, 9 пациенткам было до 50 лет, 19 – от 51 до 60 лет и 35 – старше 60 лет. Соответственно возрасту больные были разделены на три
группы. Проводилось гистологическое исследование с определением распространенности опухолевого процесса, глубины инвазии, морфологического строения опухоли, наличия метастазов. Фрагменты опухолевой ткани брались для иммуногистохимического определения рецепторного статуса.
Результаты. В первой группе (больные до 50 лет) в большинстве случаев (6 из 9) наблюдались высокои умереннодифференцированные аденокарциномы эндометриоидного типа. В 2 случаях выявлены низкодифференцированные аденокарциномы и в 1 случае – светлоклеточная аденокарцинома. Рецепторный статус новообразований был положительным как в
высоко-, так и в низкодифференцированных опухолях, причем уровень экспрессии рецепторов прогестерона превышал уровень рецепторов эстрогена. Фокусы положительной экспрессии рецепторов прогестерона были обнаружены и в светлоклеточном раке.


У 1 больной в возрасте 36 лет отмечался высокий уровень рецепторов эстрогена (70 %) при отсутствии рецепторов прогестерона. В этом случае выявлена глубокая инвазия опухоли в миометрий и метастаз в 1 из лимфатических узлов тазовой клетчатки.
Во второй группе больных (51–60 лет) также преобладали высоко- и умереннодифференцированные эндометриоидные аденокарциномы (15 из 19 наблюдений), в 2 случаях были низкодифференцированные аденокарциномы. в 1 – светлоклеточная аденокарцинома и в 1 – железисто-плоскоклеточный рак умеренной дифференцировки. В большинстве случаев эндометриодных аденокарцином выявлен высокий уровень рецепторов прогестерона при низком уровне или отсутствии рецепторов эстрогена. В двух случаях (умеренно- и низкодифференцированная аденокарциномы) отсутствие обоих рецепторов сопровождалось глубокой инвазией и наличием метастазов.
В третьей группе (больные старше 60 лет) в 21 случае были высоко- и умереннодифференцированные эндометриоидные аденокарциномы, в 6 – низкодифференцированные аденокарциномы, в 6 – светлоклеточные, в 2 –железистоплоскоклеточные раки.
Уровни рецепторов эстрогена и прогестерона колебались в значительных пределах, при хорошо дифференцированных опухолях могли быть как высокие уровни обоих рецепторов, так и высокий уровень рецепторов эстрогена при низком уровне рецепторов прогестерона, а также обратное их соотношение.
При низкодифференцированных раках рецепторы, как правило, не выявлялись.
Выводы. Уровни рецепторов эстрогена и прогестерона в эндометриальных раках зависят не только от гистологического варианта и дифференцировки опухоли, но и от возрастного периода больной.


Т.А. Айвазян, Л.А. Александрова, И.М. Нестеров ГУ «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»