МОРФОГЕНЕЗ РАКА ЭНДОМЕТРИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ

В структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями женщин Удмуртской Республики в 2001–2005 гг. рак эндометрия (РЭ) занимал шестое место, увеличившись за эти годы с 12,4 до 14, случая на 100 тыс. женского населения. Ранней диагностике РЭ мешает отсутствие четких сведений о морфодинамике его развития и о тех изменениях, которые предшествуют ему.
Целью работы явилось морфологическое изучение фоновых и опухолевых поражений эндометрия, их взаимоотношений. Проведен анализ результатов гистологического и иммуногистохимического исследований эндометрия у 227 пациенток, оперированных по поводу аденокарциномы эндометрия в Удмуртском республиканском клиническом онкодиспансере в 2001–2005 гг.
Результаты. Макроскопически опухоли эндометрия были мелко- или крупнобугристыми, серо-розового цвета. Минимальные раки величиной опухоли до 2 см, инвазией до 0,5 см выглядели в виде шероховатостей (9 % наблюдений). В основном новообразования локализовались в дне и теле матки (80 %) с четкой границей между опухолью и окружающим эндометрием. Было выделено 3 типа взаимоотношений опухолевых и неопухолевых структур.


Первый тип (11,2 %) характеризовался развитием аденокарциномы на фоне железистой гиперплазии эндометрия (ЖГЭ) с признаками структурной атипии. Фоном развития рака при втором типе (14,6 %) служила атипическая гиперплазия эндометрия (АГЭ), при третьем (57%) – атрофия эндометрия (АЭ). В 39 заключениях (17,2 %) описана только опухолевая ткань, подтверждая распространенность процесса. Средний возраст больных РЭ на фоне ЖГЭ составил 53 ± 1,7 года, на фоне АГЭ – 56 ± 1,5 года, на фоне АЭ – 64 ± 1,2 года.
На фоне ЖГЭ и АГЭ отмечены небольшие раки (до 2–3 см), с редкой инвазией и высокодифференцированные (71,4 % и 87,5 % случаев). Низкой степени дифференцировки аденокарцином при указанном фоне не наблюдалось. При РЭ на фоне АЭ выявлено обратное распределение степени дифференцировки опухоли: в 14,3 % случаев отмечена высокая степень, в остальных – низкая и умеренная степень дифференцировки аденокарциномы (37,5 % и 45,8 % случаев).
При РЭ на фоне ЖГЭ и АГЭ не обнаружена инвазия миометрия в 14,2 % и 4,1% случаев соответственно; в 71,4 % и 75 % отмечена инвазия на 1/3; в 14,2 % и 16,6 % – инвазия на 1/2 миометрия. Глубина инвазии на 1/3 миометрия при РЭ на фоне АЭ составила 45,8 % случаев, на 1/2 миометрия – 33,3 % и на 2/3 миометрия – 20,8 %. Аденокарциномы сочетались с
фибромиомами матки, эндометриозом, полипами эндометрия в 65–72 % случаев в зависимости от фона. Во всех случаях при РЭ на фоне ЖГЭ и АГЭ наблюдался положительный рецепторный статус, на фоне АЭ – только в 40 %. Рецептор-негативные опухоли на фоне АЭ
выявлены в 12 %, характеризуясь низкой степенью дифференцировки, глубокой инвазией миометрия, метастазированием в региональные лимфатические узлы.
Таким образом, анализ показал, что у преобладающего большинства больных эндометриальная аденокарцинома развивается вне связи с предшествующими гиперпластическими изменениями эндометрия. Для опухолей на фоне ЖГЭ и АГЭ характерны поверхностная инвазия и частое сочетание с лейомиомой матки и эндометриозом. Полученные данные могут
быть полезными для разработки программы ранней диагностики РЭ в Удмуртской Республике.

Т.А. Айвазян, Л.А. Александрова, И.М. Нестеров ГУ «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»